воскресенье, 8 мая 2016 г.

Боль оккупации и горечь чужбины...

16 августа 1941 года стало чёрным днем для Батецкой земли, началась немецко-фашистская оккупация, продлившаяся 920 дней.

По воспоминаниям жительницы п. Батецкий Александровой Александры Владимировны, опубликованным в районной газете "Красное Знамя" в 1989 году:


"До войны проживала я с семьей в посёлке Батецкий, в двухэтажном здании при железной дороге, на улице Линейной. Когда немцы овладели райцентром, нас скоро выгнали из дома. А очищенную от жильцов двухэтажку немцы использовали для лагеря военнопленных. Их там было, наших красноармейцев, более двухсот. И почти все погибли, большей частью от голода и холода.


В начале оккупации гитлеровцы выжгли целиком всю улицу Железнодорожную (ныне улица Зосимова), тогда главную по длине и плотности заселения. 



Улица Зосимова, 2015 год (автор фото: Харламова Н.А.)


Сожгли постройки специально для того, чтобы на их месте  построить железнодорожный путь с прилегающим к нему дощатым помостом для движения автомашин и других транспортных средств, которые использовались для погрузки и разгрузки железнодорожных составов..."

Груздакова (Фёдорова) Ольга Алексеевна
"С начала войны станцию Батецкая  бомбили столь нещадно, что, наверное, каждый метр был перепахан бомбами.
Взрывы и пожары стали постоянными. Все эвакуировались. 

В посёлке Батецкий практически уже никого не было, - вспоминает Ольга Алексеевна Груздакова (в девичестве Фёдорова).  - Из нашего дома, где был временный немецкий штаб, разъяренные немцы выволокли висевший там здоровенный портрет Гитлера, с обрезанными серпом ногами. Это так наши "делали ему укорот". Немцы долго с криками "партизанен!" суетились , грозя расстрелять семью. 

Потом скомандовали  укрыться, и трое суток плотно расстреливали все окрестности. То ли от страху, то ли для порядка. И вплоть до 1942 года немцев в посёлке не видывали. Ни властей, ни воды, ни света. Кстати сказать, почти все здания были сожжены: деревянный вокзал с буфетом, магазин неподалёку и пожарная часть, райисполком, типография, большой дом культуры и т.д. 

Немцев долго ещё не было, а партизанский связной уже объявился. Молодой парень Николай Троянов прибыл налаживать контакты..." 

Фото из фонда Косицкой сельской библиотеки
МБУК "Батецкая МЦБС"
Отец Ольги, Алексей Фёдорович, оставался у него на предмет всё разведывать и быть на связи. Ещё потом всё обижался, что в партизаны , так и не увёл - дома, мол, нужнее.

В 1942 году стали появляться старосты, полицаи, немцы начали устанавливать свой "орднунг" (порядок). Немцы пришли и сразу "отметились" виселицей у вокзала (где сейчас автокасса).



Здание автокассы (п. Батецкий). Фото 2015 г.
Повесили бывшего конюха местной милиции, уроженца д. Курино, объявив его партизаном.

Всё время из района доходили страшные слухи. Между Лугой и Оредежем учинён крупгный расстрел. Разбомбили эшелон с детьми. Ещё один массовый расстрел. То там занималось зарево пожаров, то здесь...

.... В п. Батецкий немцы построили большой щитовой дом приезжих (где сейчас комитет культуры, кино и туризма). 



Здание, где размещается комитет культуры, кино и туризма

Внутри были ярусы в два ряда. Сюда присылали на отдых солдат вермахта на отдых из-под Ленинграда. Ольгу посылали на хозяйственные работы - пилить и колоть дрова...



Поэт и писатель Борис Цветаев
Как-то раз Ольга пилила  дрова для дома приезжих и стала свидетелем нешуточного переполоха. Застрекотали мотоциклы, все помчались на вокзал. Оказывается, прознали, что какой-то "главный партизан" на поезде из Передольской приехал, вёл по пути разведку, смотрел что и как охраняется, особенно мосты. Однако взять партизана так и не смогли. Позже Ольга узнала, что это был хорошо теперь известный Борис Цветаев, друг и соратник Николая Троянова. 

Сперва для отвода глаз он работал по деревням сапожником. Потом сумел устроиться в полицию, что помогало во многом действовать открыто. Сколько дерзких операций было совершено под этим прикрытием! Очень ему помогала девушка Нина, переводчица Батецкой комендатуры. Она тоже жила в доме приезжих, где работала Ольга. Но всегда была молчалива и даже с ней не разговаривала.


Борис Цветаев, в ладной полицейской форме, несколько раз наведывался в посёлок, держал связь с отцом Ольги...


В конце 1943 года немцы почуяли серьёзную "неустойку" под Ленинградом. Начали оккупанты спешно сновать  по деревням, искать людей для отправки в Германию. Подъезжает машина, два часа на сборы - и в Батецкую. А здесь уже поезд на всех парах. С дальних улиц были слышны душераздирающие стоны оправляемых в неволю женщин и детей..."


В немецкой неволе

Выгнали нас из домов, куда повезут, мы не знали,
Малых детей, стариков, в спины ногами пинали:

"Быстро давайте, шнель, шнель, больше вам тут не бывать,
будете вместе теперь Гитлеру силу ковать!"

В Батецкую нас привезли, в телячьи вагоны загнали.
С милой, любимой земли, долго отправки мы ждали.

Вот, наконец, дождались, с Родиной мы распрощались,
Слёзы из глаз полились, и слёз этих мы не стеснялись.

В "Шауль" вагоны пришли, хозяева всех разобрали...
Немало в той дальней дали  мы горя и тягот познали.
Где армия наша, где фронт - мы долго об этом не знали.

Братьев, мужей и отцов с огромной надеждою ждали.
И, наконец, дождались:
"Русские заняли Лугу!"
Эту счастливую весть все сообщали друг другу...
В. Иванова, д. Ясковицы (Батецкий район)


Из Батецкого района оккупанты угнали в фашистскую неволю свыше 15 тысяч человек.



Список использованных источников

1. Забвению не подлежит // Батецкий край. - 2005. - 11 февр. (№ 7). - С.2.

2. Иванова, В. В немецкой неволе... / В. Иванова. // Красное Знамя. - 1990. - 10 февр.

3. Никитин, В. Как жилось при оккупантах / В. Никитин. // Красное Знамя. - 1989. - 11 февр. (№ 18). - С. 3.

4. Черкашин, Олег Когда война приходит в дом / О. Черкашин. // Батецкий край. - 2008. - 09 мая (№ 18). - С. 2: фот. 

Фролова Ольга Ивановна, библиограф-краевед 


информационно-методического отдела ЦБ



Комментариев нет:

Отправить комментарий