четверг, 16 августа 2018 г.

ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ «ШУМ-ГОРА»

Информацию подготовила Ольга Ивановна Фролова,
библиограф-краевед информационно-методического отдела ЦБ

ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ  «ШУМ-ГОРА»
(Новгородская область, Батецкий район)

Батецкий район. Окрестности вокруг "Шум-Горы". Май 2018 г.
Источник фото
В Батецком районе Новгородской области между деревнями Подгорье и Заполье (левый берег р. Луги) расположен комплекс археологических объектов, который учёные именуют Передольским погостом. Здесь имеется мысовое городище, окруженное обширным посадом – селищем  X-XII вв. Пятно интенсивно окрашенного культурного слоя селища X-XII в. («черная земля») имеет общую площадь около 9 га. Это значит, что площадь поселения была примерно та же, что и первых древнерусских городов IX-X вв. В нижней части отложений обильно представлены остатки ремесленно-торговой деятельности.  Особый колорит и значение всему комплексу памятников придает "Шум-Гора" (сопка № 5 Центральной группы). 
"Шум-Гора". Источник фото

Ученые расходятся во мнении по поводу функционального значения памятника. В публикациях 2005-2009 годов Н.И. Платонова совместно с другими учеными утверждает, что Шум-Гору можно считать самой высокой  из всех сохранившихся больших курганов I-II тыс. н.э. в Северной и Восточной Европе, включая "королевские курганы" Скандинавии и Дании[1].
В результате проведенных геофизических исследований на территории Шум-горы, с большой долей вероятности, было установлено её внутреннее строение,  определен состав внутреннего наполнения, а также построена  археолого-геофизическая модель. "Шум-гора" имеет ступенчатую структуру, чем напоминает зиккурат - ступенчатую пирамиду. Поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка, который вбит в грунт склонов террасами, то есть параллельно горизонту. 
Археолого-геофизическая модель кургана "Шум-Гора"[5]
Высота Шум-горы от основания, по данным съёмки 2004 года составляет 12 метров. При этом высота с учётом естественной возвышенности – 13,5 м. Диаметр сопки, согласно тем же данным варьируют от 70 до 75 м.

Совершенно новую интерпретацию памятника предложили В.Я. Конецкий и С.В. Трояновский, выдвинув гипотезу о совершенно ином характере памятника без привязки к погребальным древностям. Наличие двух ярусов в сочетании с размерами верхней площадки позволяет предположить фортификационное назначение этого сооружения. Фортификационные аналоги «Шум-горе» на территории Древней Руси не встречаются, но их можно проследить  к западу от р. Эльба. Этот тип сооружений имеет в западноевропейской историографии традиции наименования motte[2].


Чрезвычайно интересен связанный с сопками фольклор. Конечно, предания, записанные уже в ХIХ-ХХ в.в, несут в себе, в лучшем случае, очень далёкие отголоски древнейших представлений. Тем не менее, их стоит учитывать. Очень содержательные рассказы, связанные с сопками и их восприятием окрестным населением, были записаны в 1870-х гг. М.И. Быстровым. Спустя 100 лет, в ходе исследований Передольских сопок в 1980-1990-х гг., Надежде Игоревне Платоновой удалось собрать новые фольклорные материалы. В первую очередь, они связаны с "Шум-Горой".
В ХIХ в. она воспринималась, как место священное и одновременно нечистое (жилище нечистой силы). Деревья, росшие на сопке, нельзя было рубить, нельзя использовать для нужд человека. Засохшие, их сжигали на месте. Шум-горе приносили жертвы  –  ленточки, деньги. Всё это бросалось в ямку на вершине. Припав к ней ухом, слушали «шум» внутри сопки. Песком из ямки исцеляли головную боль.  Вера в то, что в сопке что-то «шумит», дожила, как минимум, до 1970-х гг. Порою представление о «шуме» ассоциировалось у крестьян с распространённой легендой о провалившейся церкви и звоне колоколов под землёй. Место провалившейся церкви связывали с «выемом» наверху сопки, в который следовало кинуть какую-нибудь мелкую монету перед тем, как слушать звон. В некоторых вариантах предания слушать надо было не саму сопку, а большой камень, который был ранее на её вершине.
Наконец, важным моментом следует считать то, что на Шум-гору в ХIХ – нач. ХХ в. ходили крестным ходом один раз в год, на второй день после праздника Троицы, когда православные по традиции посещают на кладбище родные могилы.  В 1985 г. Платоновой удалось услышать рассказ о том, что наиболее важным (и, по-видимому, «эффективным») считалось  именно в этот день и именно на Шум-горе молить бога  о дожде.
У жителей окрестных деревень бытовал рассказ о необычном камне, с отверстием, через которое прежде слушали, как «сопка шумит».  Скорее всего, это искажённое воспоминание о вполне реальном культовом камне, действительно, находившимся в пределах сопочной группы, но вовсе не на Шум-горе. Уже в 1900-х годах этот камень был утрачен.
Полуязыческий характер почитания Шум-горы в 19-начале 20 века очевиден. Здесь имеется полный комплекс характерных объектов почитания: заклятое урочище, тесно связанное с потусторонними силами, камень «со знаками» близ него, священные деревья.
Легенды о Шум-горе  передаются из уст в уста и в XXI веке. Статьи из Интернета и газет пестрят различными преданиями и легендами, связанными с курганом. Приведём некоторые из них.

По словам новгородского поисковика Артёма Новожилова, рядом с  “Шум-Горой” часто наблюдается привидение - девушку в красном платье и с босыми ногами. Она приходит с местного кладбища и пугает кладоискателей[3].
Информационная табличка около "Шум-Горы". 05 июля 2017 г.
Автор фото: Савелий Царёв
Самым распространённым сюжетом о Шум-горе, является легенда о захоронении князя Рюрика. Предание гласит: «Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смёрзла, тело его засыпали каменьями. Осталось 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке «Каменья» с огнями на южный берег  Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конём и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот  момент  Рюрик  остался один. От кургана к реке идёт золотая цепь. Рюрика похоронили в пятой пучине по Луге, в 60  верстах от Новгорода и в 60 саженях от Луги»[4].







[1] Тайна  камня // Батецкий край. –2006. –6 окт. – С. 4: фот.
[2] Степанец, Татьяна Бесплотный дух  приходит по ночам / Т. Степанец  // Волховъ.– 2011.—  21 дек. (№ 51).—С. 5.

[3] Конецкий, В.Я. "Большая сопка" Передольского погоста: варианты интепретации / В.Я. Конецкий, С.В. Трояновский // Новгород и Новгородская земля. История и археология: материалы науч. конф., посвящённой 80-летию со дня рождения М.Х. Алешковского, Великий Новгород, 22-24 янв., 2013 г., / Новгородский объединённый музей заповедник - Великий Новгород, 2013. - Вып. 27. - С. 233-250: илл.
[4] Борисик, А.Л., Кашкевич, В.И. Комплексные геофизические исследования кургана "Шум-Гора" / А.Л. Борисик, В.И. Кашкевич, Н.И. Платонова [и др.] // Археология и история Литвы и Северо-запада России в раннем и позднем средневековье: доклады международного российско-литовского семинара, Санкт-Петербург, 4-8 дек. 2006 г. /отв. ред. Е.Н. Носов - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2009. - С. 82. 
[5] Конецкий, В.Я. Указ. соч. - С. 236.


Комментариев нет:

Отправить комментарий