Некогда на территории Новгородской губернии находилось множество имений и усадеб, которые являлись неотъемлемой частью пейзажа, гордостью своих владельцев. Многие из них оставили неизгладимый след в российской истории. Но время неумолимо. Революционный смерч 1917 года и последовавшие за ним преобразования нанесли тяжёлый удар по усадьбам. Годы Великой Отечественной войны довершили начатое.
Что из этого наследия мы имеем в наши дни? Большинство усадеб стёрто с лица земли и предано забвению. Лишь скупые строки документов напоминают об их существовании.
В полуверсте от усадьбы Большие Теребони находилась усадьба Малые Теребони — родовое имение дворян Муравьёвых. Усадьба находилась в Новгородском уезде, Косицкой волости, в Сабельском погосте, на берегу реки Луга. От Малых Теребонь шёл древний путь на Новгород, так называемая «Клиновая дорога». Зимой эта дорога сокращала путь к городу на восемнадцать вёрст.Когда именно была основана усадьба, неизвестно, но её прошлая жизнь конца XVIII века была описана в «Припоминаниях» её владельца Николая Назарьевича Муравьёва, опубликованных во втором выпуске Сборника Новгородского общества любителей древности за 1909 год:
«Деревянный дом отца моего, который и теперь существует, был построен в год моего рождения (от авт. — 1775 год), которое произошло, однако же, в старом одножильевом самом маленьком домике, состоявшем из четырёх маленьких комнат. Этот новый дом имел и имеет около семи сажень длины и шести ширины. Он в один ярус жилья с десятью мелкими комнатами и с высокими подвалами для помещения на зиму ульев, огородных овощей и хлебного вина. И с чердаком не менее высоким, где были чуланы для хранения постельных приборов, которых всегда было довольно на случай приезда соседей на гощения…
…Плодовый сад этого дома был расположен на покате к реке Луге и содержал в себе несколько яблонных деревьев, несколько гряд клубники, несколько кустов смородины, чёрных и красных, барбариса и дикой малины. Прочие пространства его занимались капустою, свёклою, репою, редькою, хреном, морковью и огурцами, и несколькими посадками хмеля.
А при отдалённейшей его ограде к реке стояли хлебные амбары. Это господское заведение было окружено самого простаго из брёвен строения: скотнаго, коннаго и птичьего дворов, избами скотников и скотниц, банею господскою, его стряпушею (кухнею), его ледником, кучерскою, каретником, сушильнями.
Людская баня и для скота водогрейка находились поодаль от прочаго строения и сколько можно ближе к реке. Пивоварня и винокурня были также. Это всё было построено искусством домостроительства самого хозяина, моего отца, и плотничеством его людей. И было не крашеное, но просто сераго древеснаго. При доме были кареты и коляски без рессор, с огромными деревянными дрогами, и кучера в разноцветных кафтанах. Лучшие наши комнаты были обиты бумажными обоями. Стулья и столы все были происхождения туземской берёзы, ели, осины, дуба, липы. Сиденья стульев и кресел иногда были обвиваемы кожею, над подбоем из пеньки или мочалки. На полях с. Теребонь сеяли ячмень шелушной, овёс и гречу. Пшеница и вовсе не сеялась».
Пролетали годы и столетия. Дом в усадьбе неоднократно перестраивался.
Вот как описывается усадьба Малые Теребони в книге И. В. Аничкова «Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии» за 1916 год:
«Дом в усадьбе деревянный, одноэтажный, с мезонином, в одиннадцать комнат, с кухней и ледником (в отдельных строениях), выстроен в 1859 году. В доме есть библиотека, более трёх тысяч томов. Есть несколько книг XVIII века и одна рукописная — хронограф XVIII века.
Сохранились сделанные в красках архитекторские чертежи дома и усадьбы 1787 года, такие же чертежи в красках дома и некоторых строений усадьбы 1859 года, а также два карандашных рисунка усадьбы 1879 года.
Окрестности имения изобилуют древностью; так по течению реки Луги встречаются курганы и жальники. А близ с. Косицка расположено городище; на востоке от усадьбы в полуверсте находится маленький курган в поле. На западе в одной версте в сосновом лесу — два маленьких кургана, в саду усадьбы — остаток жальника».
Из этого «дворянского гнезда» в Сабельском погосте вылетело много «птенцов», ставших потом известными деятелями России. Так, здесь родились мореплаватель Степан Воинович Муравьёв, его внук, будущий новгородский губернатор Николай Назарьевич Муравьёв.
Последним владельцем усадьбы Малые Теребони стал уже внук Николая Назарьевича — Михаил Валерианович Муравьёв, новгородский краевед, общественный деятель, председатель Новгородского общества любителей древности, первый директор Новгородского губернского архива.
Фото семьи Михаила Валериановича Муравьёва и представлены в сегодняшней галереи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий