Батецкая
деревенька Теребони – настоящий заповедник. Природный и культурный
одновременно. Именно здесь сохранилась первозданная природа – уникальные липы.
Наименование Теребони, вероятно происходит от слова «теребити». Раньше под этим
действием подразумевали «разминание и расчёсывание льна». И действительно, одним из основных занятий
местных жителей было выращивание льна.
Артамон Захарович Муравьёв |
Одно из наиболее
значимых и известных не только на Новгородчине, но и далеко за их пределами
историческое памятное место – имение декабриста Артамона Захаровича Муравьёва,
которое является визитной карточкой деревни.
Образование рода
Муравьёвых связано с завоеванием Новгорода великим княжеством Московским. Иван III, желая обезопасить себя от
непокорных новгородцев, выселил их в подмосковные земли, а на новгородских
землях поселил своих служивых людей. Поместья были розданы в пожизненное
владение, и передача их по наследству осуществлялась только в том случае, если
помещик-наследник принимал все служебные обязанности своего предшественника.
Поместья были свободны от налогов, но зато на них лежала наиболее ответственная
повинность – государева служба. Так на земле Новгородской появились два брата
Иван Муравей и Есип Пуща, ставшие впоследствии родоначальниками фамилий
Муравьёвых и Пущиных.
В 1582 году имением Большие Теребони и мызой Малые
Теребони владел Ждан Степанович Муравьёв. Известно. Что его двоюродный брат Иван
Никитич Муравьёв погиб в 1611 году при взятии Новгорода шведами, а другой
двоюродный брат Григорий Никитич, был ладожским воеводой и умер в 1626 году.
Затем усадьба
находилась во владении старшей линии Муравьёвых.
В 1781 году усадьбой
владел Семен Саввич Муравьев. Усадьба располагалась на левом берегу реки Луга.
На территории усадьбы стоял деревянный господский дом с «плодовитым садом». В
селе Большие Теребони было 24 двора, жителей мужского пола – 57, женского пола
– 54; под усадьбу было занято 6 десятин земли.
В конце XVIII века Семен Саввич Муравьев,
переезжая в Тамбовское имение, продал Большие Теребони своему родственнику
Захарию Матвеевичу Муравьёву.
Интересное описание
усадьбы в Теребонях сохранилось в книге И. В. Аничкова «Обзор помещичьих усадеб
Новгородской губернии», вышедшей в Новгороде в 1916 году. [1]
Дом в усадьбе был
деревянным, одноэтажным с красивым фасадом в 13 комнат; в одной комнате было
панно с мифологическими сюжетами. В доме находилась значительная библиотека в
несколько тысяч томов; имелись бюсты из гипса графини Екатерины Захаровны
Канкриной, урождённой Муравьёвой, братьев декабриста Льва и Никиты в отроческом
возрасте и модель памятника гр. М. Н. Муравьёва-Виленского (бронза); портреты
масляными красками, в копиях Николая Назарьевича Муравьева, декабриста Сергея
Ивановича Муравьёва – Апостола, А. В. Муравьева. Меблировка в гостиной была выдержана
в стиле ампир.
В
домовой церкви висели старинные иконы.
Время не пощадило этого
памятника старины. В 1944 году немцы при отступлении разграбили и сожгли дом,
разрушили каменные хозяйственные строения.
До настоящего времени
от усадьбы сохранились остатки фундамента жилого дома, хозяйственного двора,
церковь Казанской иконы Божьей Матери, построенная в 1904 году.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в д. Теребони Источник фото |
Церковь в д. Теребони
была построена на месте флигеля, сооруженного в память декабриста Артамона
Захаровича Муравьёва.
Церковь состоит из трех объёмов: центральный куб,
алтарь и колокольня. Перекрытия в центральном кубе и апсиде сводчатые, в
колокольне – плоские, деревянные. Церковь бесстолпная. Хоры поддерживаются
двумя чугунными фигурными столбами. Шатры на колокольне и главе основного куба
выполнены из досок и обшиты железом. Здание выполнено в красном кирпиче с
расшивкой швов, стены не оштукатурены. Декор фасадов выполнен в «ложнорусском»
стиле. Фасады членятся на три части лопатками и декоративными арками. Под
карнизом идёт арматурный пояс. Апсида пятигранная, углы подчеркнуты лопатками,
на скошенных гранях выложены восьмиконечные кресты.[2]
Однорядная аллея красавиц-лиственниц обозначает
северную границу обширной и благоустроенной когда-то усадьбы.
Гранитный пьедестал скульптуры |
Сохранились
отдельные элементы планировки усадьбы: круглая площадка перед фундаментом дома.
По её краю проходит подъездная аллея. В центре площадки – гранитный пьедестал
скульптуры в обрамлении кустов сирени. За домом, по оси от центра – круглая
беседка из лип.
[1]
Аничков, И. В. Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии / И. В. Аничков – Новгород: Губернская типография, 1916. – С.
57.
Информацию подготовила библиограф-краевед
информационно-методического отдела ЦБ О.И. Фролова
Комментариев нет:
Отправить комментарий